|
В конце прошлой недели стало известно, что крупнейший оператор сотовой связи в Восточной Европе «Мобильные Теле Системы» (МТС) обратился в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) за софинансированием своей программы капитальных вложений. В случае положительного решения по проекту «Тундра» банк «поддержит географическую экспансию МТС на территории регионов Российской Федерации с недостаточным проникновением сотовой связи» и «будет способствовать росту коммерческой активности в наименее развитых регионах РФ». По-видимому, именно в связи с географическими особенностями наименее развитых регионов России проект получил кодовое название «Тундра».
В МТС отказываются связывать свое обращение в ЕБРР с каким-либо конкретным проектом, но участники рынка и эксперты считают, что компания просто намерена использовать долгосрочные деньги банка для инвестиций в проекты с большими сроками окупаемости, сообщает RBC daily.
Из тех регионов, на которые МТС уже имеет лицензии, но не запустила еще сеть, большую часть составляют малоосвоенные и слабозаселенные территории: Республика Тыва, Якутия и Бурятия, Эвенкия, Чукотка, Корякский АО, Усть-Ордынский АО, Агинский Бурятский АО, Магаданская, Читинская и Камчатская области. На их совокупной территории в 6,5 млн. кв. км (38,2% от РФ) проживает только 4,24 млн. человек (2,9% от всего населения РФ), в результате чего средняя плотность населения составляет всего 0,7 человек на кв. км. Такая неосвоенность территории делает весьма проблематичным создание на ней более или менее приличной сети сотовой связи, а также заведомо удлиняет срок возврата инвестиций. Поэтому, видимо, компания решила профинансировать создание сети в удаленных уголках России за счет средств ЕБРР.
В будущем году МТС планирует направить 1,4 млрд. долл. на капитальное строительство и расширение собственной сети сотовой связи. Как заявил в конце октября президент МТС Василий Сидоров, до конца текущего года компания планирует запустить сеть в 9 регионах России, а в 2005 г. – в оставшихся 15-ти. Сейчас у компании есть лицензии во всех регионах РФ кроме Чечни и Пензы.
Павел Нефедов, начальник службы по связям с общественностью МТС, сообщил, впрочем, что деньги ЕБРР пойдут не на какой-то конкретный проект, а поступят в общую инвестиционную копилку корпорации. «Это обычный кредит в ряду других, которые компания привлекла в последнее время в целях рефинансирования и диверсификации кредитного портфеля, – заявил он. – То, что ЕБРР назвал его «Тундра», – фантазия сотрудников банка». По его словам, описание проекта – также плод творчества ЕБРР. «Никаких специальных задач по развитию сотовой связи в удаленных, недоступных и малонаселенных регионах с какой-то социальной направленностью МТС перед собой не ставили», – отметил Нефедов.
Ричард Уоллис, пресс-секретарь российского подразделения ЕБРР, был несколько удивлен такими комментариями со стороны МТС, но поскольку был связан обязательствами, не разглашать какую-либо информацию о проекте до решения совета директоров банка (предварительно – 7 декабря), не смог подробно объяснить цели финансирования. Попытка узнать подробности о предполагаемом кредите МТС вне пресс-службы не увенчалась успехом – вице-президент по инвестициям и корпоративному развитию компании Татьяна Евтушенкова так же, как и глава департамента по связям с инвесторами Андрей Брагинский, были недоступны для комментариев.
Конкуренты МТС отказались официально комментировать намерение лидера сектора взять кредит в ЕБРР. «Обладание лицензией на какую-либо территорию – это не только право построить там сеть, но и обязанность, – неофициально заявили в «МегаФоне». – Если в МТС решили строить сеть на деньги ЕБРР – это их право». Отраслевые аналитики считают, что обращение МТС в банк продиктовано экономическим расчетом. «Строительство сетей в малоосвоенных регионах с очень низкой плотностью населения – решение, продиктованное не столько экономической целесообразностью (увеличением дохода), сколько имиджем (мы покрываем всю Ро
|